Терапия рук - это медико-педагогическая дисциплина, целью которой является формирование и улучшение функционального состояния свободных верхних конечностей, а также совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой (зрительной концентрацией, фокусировкой, внимательности).
Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП является одной из ключевых задач терапии рук, которая стоит перед специалистом. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Терапия рук – процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов заболевания ДЦП, проявляющихся в работе верхних конечностей, стремление к нормализации нарушенных процессов жизнедеятельности, в зависимости от состояния ребёнка. Важность терапии рук заключается также в развитии навыков мелкой моторики, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Терапия рук нацелена на формирование и развитие у ребёнка с ДЦП способности управлять своей мышечной системой произвольно. Благодаря постепенному обучению правильным движениям, дозированным под ребёнка, в том числе плавно возрастающим силовым воздействиям, учитывая анамнез пациента, возрастные, физиологические и другие особенности и заболевания, сопутствующие основному. Постепенное обучение физиологически правильным движениям рук (сложным и простым) способствует их нейрорефлекторному восстановлению трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе верхних свободных конечностей организма.

В основной части занятия терапии рук, также применяются, как индивидуальные, так и комплексные системные элементы эрготерапии. В систему, которых входит сложный реабилитационный комплекс мероприятий, направленный на формирование и развитие возможностей пациента для выполнения повседневной деятельности человека со строгим учётом имеющихся патологических изменений и физических ограничений. Специалист помогает ребёнку научиться работать руками, ухаживать за собой в бытовом плане, решать конкретные трудности и проблемы, которые возникают у пациента в процессе выполнения обычных действий. Подбираются упражнения, которые несут собой практическую направленность. Также используются вспомогательные средства, настольные игры, лепка, конструктор, пазл, рисование.
В основной и заключительной части занятия при терапии рук обязательное внимание уделяется развитию мелкой моторики. Особое значение при этом, коррекция зрительно-двигательной координации (рука-глаз), т.к. развитие мелких движений рук происходит обычно под контролем зрения, естественно учитываются способности и симптомы каждого пациента.
Для достижения точных, координированных движений кистей и пальцев, развития захвата, удерживания и манипулирования предметами на занятиях мелкой моторики специалист по терапии рук проводит ребёнка через определённое количество последовательных этапов от захвата сжатым кулачком до захвата мелких предметов большим и указательным пальцем. При выполнении упражнений, влияющих на формирование навыков мелкой моторики у детей с ДЦП, специалистом терапии рук обязательно учитываются такие особенности пациентов, как:
- сниженный мышечный тонус, анатомические особенности строения кисти и запястья, чрезмерная эластичность связок, в следствии избыточная подвижность суставов, недостаточная устойчивость тела из-за слабого чувства равновесия, проблемы со зрением и многие другие побочные симптомы, отражающиеся на возможностях каждого ребёнка.
Поэтому при терапии рук строго индивидуальный подход к каждому ребёнку и различные формы занятия как активная, так и пассивная (с непосредственной помощью специалиста).

В нашем центре данную методику проводит
Демидова Л.О.